Психология безопасности труда

       

Стресс


72 :: 73 :: 74 :: 75 :: 76 :: 77 :: 78 :: Содержание

6.3.2. Стресс

В настоящее время он у всех на устах. Его боятся, хотя никто не видел его «в лицо». По американским данным, в США с ним знакомы 43% взрослого населения. В России, по-видимому, не меньше.

Человек пришел с работы усталый и раздраженный. Надеялся в предстоящие выходные забыть о неурядицах. И умер в полночь внезапно, от спазма коронарной артерии. Это, согласно недавним исследованиям японского доктора Тасио Кавамуры, среднестатистическая картина исхода влияния состояния человека, занятого на производстве, на несчастные случаи: 50 тысяч в год, из них 17% умирает непосредственно на своем рабочем месте, остальные — по окончании рабочей недели,

72

в ночь на выходной. Даже смена работы на отдых становится дополнительной нагрузкой,

Итак, этот таинственный незнакомец — стресс (англ, stress — напряжение) есть особое психическое и физиологическое состояние, или совокупность естественных защитных реакций, наступающих в организме человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов (стрессоров). Его могут вызвать: обновление производства или реорганизация, сокращение штатов или переквалификация, психическая или физическая травма, холод или голодание, кровопотеря или инфекция и т. д.

Понятие стресса впервые ввел в 1936 г. канадский физиолог Г. Селье при описании механизма физиологической адаптации.

Хотя стресс представляет собой сложное психофизиологическое состояние, порой, в зависимости от причины, породившей это состояние, говорят о двух формах стресса:

— производственном (трудовом);

— психологическом (психическом, эмоциональном).

Как показали многочисленные исследования, стресс в трудовой деятельности, т. е. производственный стресс, в зависимости от его уровня, порождает весьма различные и даже противоположные результаты.

Стресс проявляется во всеобщем адаптационном синдроме как полезная и необходимая вегетативная и соматическая реакция организма на резкое увеличение его общей внешней нагрузки.
Он состоит в следующем:

— росте биоэлектрической активности мозга,

— повышении частоты сердцебиений,

— росте систолического давления крови,

— расширении кровеносных сосудов,

— увеличении содержания лейкоцитов в крови, т е. в целом ряде физиологических сдвигов в организме, способствующих повышению его энергетических возможностей, активации нервной системы и успешности выполнения сложных и опасных действий. Поэтому сам по себе стресс — не только целесообразная защитная реакция человеческого организма, но и механизм, содействующий успеху трудовой деятельности в условиях помех, трудностей и опасностей.

Однако между уровнем стресса и вытекающей из него активацией нервной системы, с одной стороны, и результативностью трудовой деятельности, с другой, нет пропорциональной зависимости.

73

Так, экспериментально доказано, что с ростом активации нервной системы до определенного (критического) уровня продуктивность поведения повышается. Затем, несмотря на дальнейший рост активации, продуктивность действий начинает падать.

Стресс оказывает положительное влияние на результаты труда (мобилизует организм и способствует преодолению возникших в труде препятствий) лишь до тех пор, пока он не превысил критического уровня.

При превышении этого уровня в организме развивается так называемый процесс гипермобилизации, который влечет за собой нарушения механизмов саморегуляции и ухудшение результатов деятельности вплоть до ее срыва. Поэтому стресс, превышающий критический уровень, называется дистрессом (см. подразд. 2.4).

В поведении рабочего в сложных трудовых ситуациях, порождающих у него дистресс (гипермобилизацию), общим является понижение точности движений (порча инструмента, срез резьбы у гаек и т. д.), в результате чего возникают опасные ситуации, инциденты, несчастные случаи. Особенно страдает ориентация (неверно оцениваются сигналы, Нарушается контроль за процессом труда и пр.). По мере усложнения ситуации обостряются оборонительные реакции, а с ростом неудач понижаются волевые функции по преодолению трудностей.


В таких случаях у рабочих появляется склонность возложить вину за все неудачи на плохо работающую технику, на других людей, связанных с данной работой, на само задание. Вместо того чтобы прилагать усилия для разрешения сложной задачи, у рабочего появляется «эгоцентрическая» интерпретация событий. Его начинают беспокоить уже не трудности работы, а то, как другие отнесутся к волнующей его неудаче. Все его стремления направляются на то, чтобы скрыть эту неудачу, ее последствия от коллег и начальников.

Следует отметить, что проявления активации в усложненной или опасной ситуации весьма индивидуальны.

Так, люди со слабой нервной системой и большим уровнем тревожности реагируют высокой активацией уже на сравнительно простые задачи. А те задачи, которые у испытуемых более сильного типа вызывают относительно небольшой стресс, у слабых людей порождают уже дистресс.

Итак, можно заключить, что пока стресс, вызванный усложнением условий труда, не превышает определенного

74

уровня, он способствует преодолению трудностей. Однако все это достигаемся за счет мобилизации ресурсов организма. И те виды трудовой деятельности, где необходимость в подобной мобилизации возникает довольно часто, отрицательно сказываются на здоровье занятых в них людей.

По данным статистики, представители ответственных, психически напряженных профессий, живут меньше, чем обычные работники, и чаще умирают от болезней сердца (например, диспетчеры управления воздушным движением и диспетчеры железных дорог). Вот почему такое большое значение имеет предоставление таким людям необходимых льгот и компенсаций (см. разд. 8).

Нельзя допускать, чтобы на работе возникали длительные экстремальные ситуации. Это должны быть исключительные случаи. Работники, которые вынуждены трудиться с максимальной физической и умственной нагрузкой, как правило, выглядят как обессиленные.

Считается, что нормальная загрузка рабочих и их необходимая готовность к труду обеспечивается при 40—60%, а в особых случаях, кратковременно, при 80% от максимальной нагрузки.


Оставшиеся 20% рассматриваются как резерв, который допустимо использовать лишь при крайней необходимости, при угрозе для жизни.

Можно выделить несколько групп производственных стрессоров:

— интенсивность работы;

— давление фактора времени (штурмовщина, срочная аккордная работа и т. п.);

— изолированность рабочих мест и недостаточные межличностные контакты между рабочими (удаленность операторов друг от друга в изолированных помещениях);

— однообразная и монотонная работа (на конвейере, у приборных пультов);

— недостаточная двигательная активность (многочасовая работа у компьютера, слежение оператора за сигнализацией и приборами у диспетчерского пульта);

— различные внешние воздействия (шумы, вибрации, запыленность, загазованность, высокие и низкие температуры, слабая освещенность, высокочастотные колебания (СВЧ), лазерное облучение и т. п.);

— нарушение стереотипной системы труда (из-за поломок техники, отказов и др. внешних причин).

75

Каждый из перечисленных производственных стрессоров в отдельности, а чаще их сочетания, порождают экстремальные условия деятельности и вытекающие из них стрессовые состояния. Причем для современного производства типичны экстремальные ситуации двух крайних типов.

Первый тип экстремальной ситуации возникает тогда, когда требования интенсивной работы и жесткие ограничения во времени вынуждают рабочего предельно напрягать силы и мобилизовать внутренние резервы. При этом экстремальность такого труда зачастую повышается вследствие сильных внешних воздействий, перечисленных выше, которые не только увеличивают и без того большую информационную нагрузку рабочего, но и нарушают нормальные условия его жизнедеятельности, что затрудняет процессы саморегуляции и способствует возникновению дистресса,

Другой тип экстремальной ситуации возникает, наоборот, из-за недостатка (или однородности) поступающей информации, недостатка межличностных контактов, низкой двигательной активности. Он особенно характерен для работы операторов современных автоматизированных систем.


В подобных условиях, как уже отмечалось выше, у рабочего или оператора развивается состояние монотонии, которая порождает в нем состояние скуки. Необходимый уровень бодрствования и внимания в таких условиях человеку приходится поддерживать за счет волевых усилий. Если же учесть, что ему таким образом приходится работать часами и целыми сменами, то легко представить, почему подобный труд по своей эмоциональной напряженности зачастую оказывается тяжелее, чем труд с информационной или даже физической перегрузкой.

Для стрессовых ситуаций того и другого типа характерна одна общая черта — появление у человека острого внутреннего конфликта между требованиями, которые предъявляет к нему работа, и его возможностями

В первом случае в результате роста требований, предъявляемых к нему, во втором — из-за снижения возможностей человека по выполнению Прежних требований. И в том и в другом случае человек уже не может справляться с заданием и в результате такой конфликтной ситуации становится предрасположенным к несчастным случаям.

Подобные внутренние конфликты могут порождаться не только- непосредственно техническими, но и социальными причинами. Например, при изучении психологами и психиатрами условий жизни

76

и деятельности шоферов в период перед возникновением у них аварии установлено, что в более чем половине этих случаев авариям предшествовали психологический конфликт и эмоциональный стресс, вызванные на производственном участке (автопарке).

Предрасположенными к несчастным случаям людей делают и предшествующие им эмоциональные конфликты в различных сферах личной жизни. Некоторые авторы, стоящие на позициях психоанализа, трактуют даже поведение такого рабочего как проявление неосознанных стремлений индивида найти облегчение от боли личного конфликта в несчастном случае, перенести причину травмы на менее значимую для них в данный момент сферу — на окружение и окружающих. В ряде работ З. Фрейда приводятся примеры того, как личные конфликты делают людей безразличными к опасности и они через несчастный случай, сами того не осознавая, бросали упрек виновникам конфликтов.



Еще об одном интересном аспекте стресса — медицинском. Научной сенсацией 1999 г. явилось открытие связи между стрессом и инфекционными заболеваниями, от которых страдают миллионы людей. Открытие сделал проф. Дэвид Коухен (США) в сотрудничестве с иммунологами и микробиологами. Ему удалось показать, что стресс влияет на синтез в организме цитокинов — белков, управляющих работой иммунной системы. Врачи подозревают (а исследования продолжаются), что простатит, диабет, гипертония, желудочно-кишечные расстройства, импотенция, артрит развиваются в значительной степени из-за стресса. Особенно влияет на, простатит принятие стрессовых гормонов. Стресс убивает и клетки мозга — на это указывает потеря памяти от избыточного приема гормонов стресса. Видимо, не зря говорят, что злоба губит талант.

Итак, стресс — естественная защитная реакция, созданная природой, чтобы уберечь человека как вид от реальных опасностей. На заре человечества они были совершенно определенными: встреча с диким животным, природный катаклизм, соперничество с себе подобными могли привести к смерти. Опасность порождала сигналы, которые переводили организм на «военное положение». Все функции тела, ненужные для сиюминутного выживания (пищеварение, рост, воспроизводство, иммунитет), отключались или снижали свою активность.

77

В отсутствие реальной опасности для жизни психологический стресс точно так же отвлекает силы от повседневных потребностей организма. В борьбе с психологическим противником или враждебной и опасной ситуацией, словно Дон Кихот в битве с ветряными мельницами, организм истощает свои жизненные ресурсы.

Заканчивая анализ влияния такого состояния, как стресс, на несчастные случаи, хотелось бы подчеркнуть, что сам несчастный случай — это лишь одно звено длительного динамического процесса, включающего в себя периоды до, во время и после происшествия. Это заключение, как будет показано в следующем разделе, обосновано в теории предметной деятельности, где доказывается, что каждая данная деятельность является результатом предшествующих деятельностей индивида.Поэтому деятельность (или действие), непосредственно вызвавшее несчастный случай, следует рассматривать лишь как звено некоторого непрерывного процесса психических проявлений личности.

78

72 :: 73 :: 74 :: 75 :: 76 :: 77 :: 78 :: Содержание


Содержание раздела