Понятие о трудовой деятельности и личности трудящихся
Труд создал человека. В труде наиболее полноценно формируется
Психологически общее для всех видов деятельности — активность, целенаправленность, результат, осознанность. Это важно для психолога.
Трудовая деятельность человека — это единство физического и психического. Поэтому в понятие «деятельность» неразрывно включены как идеальные явления (цель, план, интерес), так и физические действия (работа, применение орудий труда). В основе деятельности человека лежат физиологические и биологические процессы, протекающие в его организме и, прежде всего, в коре человеческого мозга.
Но надо помнить, что одних идеальных явлений без материальных не существует. Поэтому психическая деятельность изучается только в единстве с человеческой деятельностью в целом. Цели, которые в своей деятельности ставит человек, могут быть отдаленными, общими и конкретными (более близкими). Поэтому и понятие «деятельность» — весьма широкое, иногда сливающееся с понятием «жизненный путь».
Действие — это элемент деятельности, в результате которого достигается конкретная щель. Действия могут формироваться:
— сразу, без упражнения, только на основании понимания задачи;
— как результат творчества;
— в процессе упражнения (навыки).
Навык как действие объединяет и физиологические, и психические явления. Его физиологическим механизмом является нейродинамический стереотип — система условнорефлекторных связей в коре человеческого мозга, образующаяся
9
при упражнении. Но каждый навык «имеет и свою психологическую структуру, в которую входят:
— цель действия;
— намерение ее достижения;
— интерес;
— переживание трудности (или, напротив, простота выполнения) действия;
— определенная организация восприятия, внимания, мышления, памяти, связи сенсорных и моторных компонентов движения;
— степень волевого усилия и т. д.
Трудовое действие в производственной практике иногда называют операцией, а в некоторых случаях — приемом.
Термин «операция» применяется в разных областях, он имеет разный смысл (военная, хирургическая, технологическая и пр.), уточняющий это общее понятие как действие или ряд действий, направленных на решение определенной задачи, достижение определенной цели.
Для психологии труда важно понятие «технологическая операция» как элемент технологического процесса, осуществляемого рабочим (рабочими) на рабочем месте (рабочих местах).
Она выполняется с помощью ряда приемов, т. е. законченных действий рабочего, имеющих определенную элементарную технологическую цель.
Технологическое понятие приема совпадает с психологическим понятием трудового навыка.
Нередко смешивают понятия «навык» и «умение», а также «навык» и «поступок». Умение есть способность человека осуществлять какую-либо деятельность (действия) в новых для него условиях, приобретенная
Итак, сведем рассмотренные вопросы в систему понятий:
а) трудовая деятельность — основная форма сознательного взаимодействия с окружающей действительностью;
б) трудовое действие — элементарная часть трудовой деятельности, в результате которой достигается конкретная цель;
в) трудовой навык — это действие, формирующееся в процессе упражнения.
10
Действие осуществляется всегда человеком.
Единство деятельности и сознания есть кардинальное положение психологии. Формирующаяся и проявляющаяся в деятельности, прежде всего в трудовой деятельности, личность — понятие не только психологическое, но и социальное. У животных личности нет. Личностью является конкретный человек как носитель сознания, сложившийся в определенных условиях общественной жизни, обладающий речью и способностью к трудовой деятельности.
В процессе трудовой деятельности личность трудящегося — это субъект познания окружающей действительности и взаимодействия с шей. А для психологии труда личность трудящегося — объект познания. Рабочий как личность формируется не только в процессе обучения и воспитания, но и в общении с другими.
Теория рассматривает четыре основные подструктуры личности (в порядке убывания социального фактора и нарастания биологического).
Первая подструктура — направленность личности (интересы, стремления, идеалы, мировоззрение, убеждения конкретного человека), в основе которой лежат потребности личности.
Она формируется путем воспитания и наиболее существенна для всей личности в целом и определяет морально-политический облик человека. Большое воспитывающее значение здесь имеет труд.
Вторая подструктура личности формируется путем обучения, приобретения опыта, общих и профессиональных знаний и навыков. Она определяет профессию человека, его трудовую деятельность, место в трудовом коллективе.
Третья подструктура личности определяется отдельными Психическими процессами как формами отражения:
— эмоциями, ощущениями (как первичной формой отражения);
— мышлением (как второсигнальной формой);
— чувствами, волей и памятью.
Ф. Энгельс писал: «…воздействия внешнего мира на человека запечатлеваются в его голове, отражаются в ней в виде чувств, мыслей, побуждений, проявлений воли, словом — в виде «идеальных стремлений», и в этом виде они становятся «идеальными силами». Они и представляют собой третью подструктуру личности.
Четвертая подструктура личности определяется ее биологическими, природными свойствами, т. е. типологическими
11
особенностями высшей нервной деятельности. Эта подструктура имеет особое значение при определении профессиональной пригодности.
Итак, мы рассмотрели четыре основные подструктуры личности, в которые укладываются все «черты личности».
Функциональная динамическая структура личности позволяет глубже понять индивидуальные особенности трудящегося, что особенно важно как при обучении, так и в процессе трудовой деятельности, о чем будет идти речь ниже.
Особое место в личности занимают характер и способности как общие качества личности.
Характер — это совокупность тех же черт личности, входящих в описанные ее четыре подструктуры. Но только, во-первых, наиболее отчетливо выраженных; во-вторых, наиболее тесно связанных Друг с другом; в-третьих, наиболее отчетливо проявляющихся в разных (обязательно в разных!) видах деятельности.
Не все черты личности благоприятны для той или иной трудовой деятельности и определяют способности человека к данному труду.Изучение профессиональных способностей и способов их формирования является одной из важнейших задач психологии труда.
12
9 :: 10 :: 11 :: 12 :: Содержание