В Кыргызской Республике существует 22
В Кыргызской Республике существует 22 класса экосистем. Два из них относятся к антропогенным и занимают не более 8–10% территории. Антропогенные экосистемы являются очагами экологической напряженности. Значительная часть территории (более 20%) находится в зоне вечных снегов и ледников и непригодна для жизни.
Естественные экосистемы представлены разнообразными лесами (хвойными, широколиственными, мелколиственными), широким спектром травяных сообществ (луга, степи, пустыни, имеющие варианты во всех высотных поясах), сообществами поверхностных вод (озер, рек, ручьев) и ветлендов (болота, побережья).
Леса играют исключительно важную роль в поддержании устойчивости окружающей среды и биоразнообразия, хотя занимают всего около 4%. Их состояние в последние десятилетия ухудшалось.
Все естественные экосистемы испытали воздействие человеческой деятельности. Некоторые из них (предгорные степи и пустыни) практически исчезли, часть сократилась по площади и численному соотношению видов. Однако, они сохранили дикий тип и способность к самовоспроизводству.
Естественные сообщества Кыргызстана относятся к мощным стабилизирующим факторам не только для страны, но и для региона Центральной Азии. Главной внешней функцией биоты Кыргызстана в регионе является аккумуляция и распределение пресной воды, а также связывание углекислого газа.
Экосистемы Кыргызстана имеют большое экономическое, рекреационное, эстетическое, познавательное значение. Они естественным образом связаны с формированием духовного мира народа, имеющего богатые традиции устойчивого взаимодействия с природой.
Многие виды имеют практическую ценность как пищевые продукты, источник материалов для одежды, утвари, строительства, лекарственное сырье и т.п.
Страна отличается высокой концентрацией видов, приходящихся на единицу территории. Этот показатель на порядок выше центральноазиатских и мировых.
Изученность флоры и фауны неравномерна.
Таким образом, в Кыргызстане существует специализированная структура по охране и использованию биоразнообразия. Основные функции существующих взаимодействий между ними осуществляются на государственном уровне, это МООС и Госагентство по лесному хозяйству. Но существует много противоречий в управлении институциональной деятельностью, имеется избыток в управлении на низшем уровне. Необходимо укрупнить управление. Нет четкого разделения между владением, контролем и фискальными функциями.
Таким образом, по всем группам, за исключением банальных видов, недостаточны представления об ареалах и численности. Слабо изучена подвидовая принадлежность.
Нет комплексных описаний сообществ, хотя бы в первом приближении. Первая попытка – коллективная монография «Продуктивность высокогорных экосистем Тянь-Шаня» (Бишкек: Илим, 1991).
Недостаточно работ по эстетической, рекреационной, традиционной, учебно-воспитательной и познавательной ценности биологического и ландшафтного разнообразия.
Отсутствует мониторинг отдельных видов, групп видов и сообществ. Не разработаны научные основы кадастров живой природы и не составлены сами кадастры (особо значимые для поддержания устойчивости экосистем – эдификаторы, редкие и исчезающие, практически значимые: полезные, вредные для сельского хозяйства и т.п.).
Не завершен «Кадастр генетического фонда Кыргызстана». Изданы только два тома: 2 и 3 (беспозвоночные, вирусы, бактерии и простейшие).
Слабая изученность беспозвоночных, низших растений, фауны и флоры Южного Кыргызстана, Внутреннего Тянь-Шаня.
Из-за недостаточного финансирования значительно снизилось пополнение библиотек научной литературой; сократилось количество публикаций.
В тяжелом положении находятся гербарии и коллекции. Коллекция позвоночных животных в Биолого-почвенном институте практически погибла.
Создание системы правовой защиты биологического разнообразия в Кыргызской Республике не завершено. Имеющаяся правовая база включает основные необходимые законы, однако механизмы их реализации не отработаны. Поэтому многие статьи законов практически не применяются. Вместе с тем, в том случае, если все существующие законы будут исполняться, нет полной гарантии сохранности естественных экосистем и биоразнообразия. Как таковые, они не являются объектами закона. Указанное положение стало следствием ограниченного подхода к формированию системы природоохранного законодательства. Они учитывают в большей степени интересы министерств и ведомств, нежели непосредственно интересы охраны природы. Научная экологическая их обоснованность очень низка. Преобладает направленность на защиту окружающей среды, борьбу с загрязнениями. Разрушение целых экосистем, уничтожение видов, имеющие необратимые и несравненно более серьезные экологические последствия, не получают адекватной правовой оценки. Нет никаких правовых ограничений на дальнейшее “освоение” естественных экосистем, которые фактически рассматриваются как потенциальный пустой полигон для хозяйственной деятельности. Правовые нормы не защищают эффективно незаменимо важную функцию естественных экосистем и биоразнообразия – стабилизировать среду обитания, пригодную для жизни человека.
Система охраны растительного и животного мира включает комплекс мероприятий, направленных на преодоление негативных последствий эффективного развития экономики.
Согласно Постановлению Правительства Кыргызской Республики № 269 от 7 июля 1995 г., нормативы платежей за пользование ресурсами животного мира предусматривают взимание платы как за прямое пользование (отстрел, отлов), так и за косвенное воздействие на состояние популяций ценнейших видов животных при различном пользовании угодьями-местообитаниями (распашка и прочие изменения ландшафта, вырубка и выжигание, пастьба скота).
В погоне за экономическими выгодами пользователи природных ресурсов при производственной деятельности не в полной мере учитывают все виды последствий ущерба, наносимого окружающей cреде.
Политика ценообразования не учитывает весь ущерб, причиненный окружающей cреде, растительному и животному миру. Размер взысканий за ущерб, причиненный незаконным добыванием или уничтожением объектов животного и растительного мира, а также порубкой и повреждением деревьев и т.д., определяется таксами и нормативами в установленном порядке. С целью взыскания полной стоимости незаконно добытой биологической продукции размер ее определяется на основании существующих цен (таксами отпуска древесины на корню по рыночным ценам). Недостатком такого метода исчисления является то, что не учитываются косвенные затраты длительного периода, которые происходят в результате ущерба.
При добыче биологических ресурсов (например, сбор лекарственных трав) полные затраты (количественная оценка выгоды) должны сопоставляться с тем ущербом, который наносится при этом в отношении самих биологических ресурсов. При вырубке орехового дерева размер взысканий за ущерб, равный стоимости этого дерева, не покрывает тех затрат, которые включаются в посадку и выращивание такого дерева на протяжении нескольких десятков лет. Для оценки консервации биоразнообразия в плане экономических затрат и получаемой пользы необходима разработка соответствующего комплекса законодательных актов, учитывающих сопоставление экономической и экологической выгоды. При добыче биологических ресурсов полные затраты должны учитывать стоимость мероприятий, направленных на естественно устойчивое их воспроизводство. Экономика должна развиваться с учетом сохранения биоразнообразия и соответствовать нормам международной экологической безопасности.
Рост бедности и безработицы, низкий уровень социальной обеспеченности, уменьшение доли участия населения на уровне принятия решений и перераспределения собственности, высокий уровень заболеваемости – вот неполный перечень барьеров на пути построения нового Кыргызстана. Продвижение современного кыргызского общества в русле демократии и рыночной экономики обнаруживает следующие тенденции:
· структурное преобразование экономики отчасти приняло форму овала отечественной индустрии: произошла частичная деиндустриализация;
· происходят глубокие институциональные сдвиги: возникает частный и смешанный частно–государственный сектор, деятельность предприятий коммерциализируется;
· приватизация усиливает структурную напряженность секторов с разрывом хозяйственных связей;
· возникает сильнейшее расслоение населения с практическим размыванием среднего класса и опасной маргинализацией граждан.
Главными предпосылками сокращения бедности является подъем ключевых отраслей экономики, рост занятости и заработной платы в них и ускоренное развитие малого предпринимательства. Особое значение при этом имеет подъем аграрного сектора, где занято около половины населения. Уже наметились обнадеживающие тенденции. Факты говорят о том, что началось формирование здорового класса крестьян как фермеров, так и объединенных в той или иной форме кооперации.
В Стратегии устойчивого человеческого развития Кыргызской Республики экологические проблемы выделены отдельным направлением. Специфика экологических проблем и их место в обеспечении устойчивого человеческого развития определяет особую роль государства, местных общин в их решении.
В данном разделе был показан широкий круг как ограничений, так и возможностей, которые необходимо учитывать при планировании сохранения биоразнообразия в Кыргызской Республике. В общем, в основе многих ограничений, препятствующих сохранению биоразнообразия, лежит ситуация, связанная с переходными экономическими и политическими процессами в регионе. Тем не менее, многие институциональные структуры продолжают существовать, что вместе с увеличением общественных неправительственных организаций, создает важную основу для развития дальнейшей деятельности, относящейся к биоразнообразию. В действительности, биоразнообразие само по себе может стать одним из наиболее важных ресурсов или активов в экономическом развитии Кыргызской Республики, и таким образом в дальнейшем создать поддержку сохранению биоразнообразия.
Таким образом, в стране до сих пор не существует целенаправленных программ по сохранению биоразнообразия. В заповедниках осуществляется пассивная программа, в основном, охрана. Вмешательство местных органов в деятельность заповедников создает сложности в реализации задач в них.
Основной задачей на сегодняшний день является создание сети ООПТ:
1) заповедники; 2) природные парки; 3) охотничьи заказники; 4) ботанические заказники.
Анализ существующих программ показал, что для улучшения сохранения БР необходимо:
· совершенствовать структуру управления ООПТ,
· привлечь инвестиции в оборудование, средства связи, проведение исследований и обучение,
· создать сеть микрозаповедников и сезонных заказников,
· обеспечить достаточную поддержку существующим ботаническим садам, зоопаркам, питомникам,
· создать новые питомники для редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных, а также для сохранения диких видов, важных для агробиоразнообразия,
· повысить информированность общественности в отношении ценности БР путем разработки специальных программ по экообразованию, проведения тренингов, выпуска научно-популярной литературы на экологическую тематику,
· привлечение НПО и местных общин к участию в акциях по сохранению биоразнообразия,
· разработать программы по вовлечению доноров в дело сохранения БР.